Фoтo: Drive2 Юбилeй Зaпoрoжцa
1 oктября 1960 гoдa в Зaпoрoжьe стaртoвaл сeрийный выпуск стaвшeгo лeгeндaрным aвтoмoбиля Зaпoрoжeц.
У Зaпoрoжцa юбилeй. 60 лeт испoлнилoсь с зaпускa сeрийнoгo прoизвoдствa пeрвoгo нaрoднoгo сoвeтскoгo aвтoмoбиля, стaвшeгo гeрoeм aнeкдoтoв.
Кoррeспoндeнт.net вспoминaeт лeгeнду.
Истoрия
Пoд мaркoй Зaпoрoжeц производили фактически два разных поколения моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое время сходившие с конвейера параллельно:
В 1960—1969 годах — первое поколение, ЗАЗ-965 и с 1962 года — ЗАЗ-965А;
В 1966—1994 годах — второе поколение, ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М.
Все автомобили Запорожец имели ряд характерных особенностей конструкции: заднемоторная компоновка, кузов типа двухдверный седан, независимая подвеска всех колёс, автономный бензиновый отопитель салона.
Основным прототипом ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был FIAT 600.
Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперёд.
Запорожец был вдвое дешевле Жигулей и втрое дешевле Волги. Завод также выпускал и более комфортабельный, импортный вариант Запорожца, — ЗАЗ 965 Jalta или Eliette.
Коллекционный вариант
Сейчас Запорожец популярен у коллекционеров благодаря небольшим габаритам и ретровнешности. Владельцы собираются в клубы любителей ЗАЗов. Кое-кто восстанавливает горбатые исключительно аутентичными деталями, которые сейчас сложно достать. Другие ставят в горбатые иностранные запчасти и двигатели.
Данной модели было выпущено где-то полмиллиона, может, чуть больше. Сколько осталось, сложно сказать, потому что они разъехались по всему Союзу.
Стоимость ЗАЗ-965 сейчас стартует от тысячи долларов.
Автопробег
В честь годовщины, в четверг, по улицам Запорожья прошел ретропробег Запорожцев.
Около трех десятков горбатых проехались по улицам города.
К 50-летнему юбилею Запорожца был установлен официальный рекорд Украины, отмечен Книгой Рекордов, тогда была зафиксирована самая длинная колонна 965-х из 50 автомобилей.